Рош а-Шана - "Голова года" - праздник Сотворения мира, символ
того, что мир сотворен Б-жественной волей и все в нем имеет смысл и
цель, в том числе и наша жизнь и каждое наше действие в отдельности.
Поэтому любые наши поступки, плохие или хорошие, влияют на то, каким
будет весь наступающий год. Иными словами, будущим можно исправить
прошлое и в наших силах изменить свою жизнь. Эти изменения происходят
тремя способами: тшува, тфила и цдака (раскаяние, молитва и
благотворительность). Самый впечатляющий момент праздника Рош а-Шана -
трубный глас шофара (бараний рог). В его звуках призыв всмотреться в
свою душу, пробудиться от духовной спячки. Во время праздничной трапезы
принято обмакивать халу или яблоко в мед - это символ того, что год
будет сладким. В эти дни не едят горького и соленого.
Йом Кипур День искупления
Йом Кипур завершает Дни Трепета, которые наступают после Рош а-Шана. Эти
дни дают человеку возможность осмыслить события прошлого года, обдумать
свою жизнь, пересмотреть свои поступки, попросить прощения у тех, кого
обидели нечаянно или, может быть, неосознанно.
В течение всех суток Йом Кипур, начиная с заката и до выхода звезд, длится пост. Законы поста в Йом Кипур включают:
запрет есть и пить в любом количестве
запрет мыться
запрет носить кожаную обувь
запрет умащать тело маслами
запрет половой близости.
С точки зрения еврейской традиции, суть поста заключается не в
голодании, а в создании соответствующего настроения, способствующего
строгому ходу мыслей, и в высвобождении времени на молитву и самоанализ.
Суккот
К началу праздника принято сооружать возле дома шалаш (сукку) как
напоминание еврейскому народу о днях странствия его предков в пустыне
после выхода из рабства. Суккот называют также праздником сбора урожая.
Поэтому каждое утро, пока длится праздник Суккот, принято заходить в
шалаш, держа в руке 4 вида растений : Этрог, Лулав (ветвь финиковой
пальмы), Адас (ветвь мирта), Арава (ветвь ивы).Все вместе они
символизируют единство еврейского народа и взаимную ответственность
евреев друг за друга.
Шмини-Ацерет и Симхат-Тора (Радость дарования Торы).
Завершающий восьмой день Суккота (в диаспоре восьмой и девятый дни)
считается самостоятельным праздником и называется Шмини-Ацерет (восьмой
день собрания). Поскольку в Шмини-Ацерет завершается годовой цикл
еженедельных чтений Торы, в Израиле этот день также называют Симхат-Тора
(радость Торы), однако в диаспоре так называют только девятый день.
По завершению чтения последней главы Торы, тут же приступают к чтению
первой. Свиток Торы как бы замыкается в непрерывное кольцо. В веселье
праздника Симхат-Тора заложена радость осознания того, что все идет по
строго намеченному плану Творца. В ночь праздника в конце вечерней
молитвы открывают Арон а-Кодеш - шкаф, в котором хранятся свитки Торы.
Молящиеся произносят выбранные по этому случаю фразы из ТаНаХа, после
чего в синагоге устраивается веселье - танцы со свитками в руках.