Форма входа

Категории раздела

Статьи воронежских авторов [5]
Тексты о еврейской жизни в Воронеже
Статьи с других сайтов [18]
Тексты о еврейских традициях, об Израиле.

Поиск

Наш опрос

Как вы отмечаете еврейские праздники?
Всего ответов: 382

Праздники

Еврейские праздники

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня года. По еврейскому календарю года.
Приветствую Вас Гость | RSS
Еврейская жизнь
в Воронеже
Всегда в движении
Главная | Синагога | Сохнут| Еврейское кладбище | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи с других сайтов

История Воронежской еврейской общины

История "еврейских" сел в Воронежской области

История "еврейских" сел в Воронежской области уникальна и не имеет прецедентов в России.
"Еврейских" деревень несколько, в том числе села Ильинка и Высокое.
Еврейское население села Ильинка практически в полном составе репатриировалось в Израиль. Летом 1998 там оставалось 28 человек.

Село Высокое расположено в Таловском районе области. Население его составляет 1200 чел. Из них 850 человек считают себя евреями.

В начале века в село приехал р. Язик из Харькова, после чего началось обращение в иудаизм. 20 человек (в начале века) уехало учиться в харьковскую ешиву.

Свинину не употребляют. Едят в основном птицу. Ранее был шойхет, умер 15 лет назад. Есть Сефер-Тора. От населения поступали просьбы организовать в школе преподавание еврейских дисциплин - истории, традиции и т.п. Однако директор школы отказался от этого.

Общинный центр вывозит детей из села в еврейские лагеря и направляет на семинары. Молятся только мужчины - человек 28-30. Население использует молитвенники "Дом Божий" (1897 года издания). На шабат мужчины зажигают одну свечу.

Всего у еврейского населения села - 5-6 фамилий. Встречаются сочетания - Сарра Моисеевна Бочарникова, Пинхас Ананьевич Гриднев (руководитель общины). Гриднев - последний из оставшихся в живых учеников харьковской ешивы, знает иврит и молится на нём. На дверях домов мезузы.

Еврейские кладбища в Ильинке и Высоком - отдельно мужская, детская и женская части. Памятники - деревянные с шестиконечной звездой.
Похоронный обряд- с соблюдением всех предписаний.
В настоящее время - много желающих репатриироваться.
Несколько лет назад по российскому телевидению прошла передача о жителях Высокого и Ильинки.

* * *

Место успокоения
 
 Еврейское кладбище города Воронежа официально основанное в 1869 году, существует и действует по сей день. Находится оно на южной окраине города, за дворцом им. 50-летия Октября, в небольшом тихом квартале, ограниченного улицами Карельской и Молдавской. «Усилиями Лейбы Кривоносова», которого нередко считают «еврейским старостой» удалось получить разрешения властей того периода на открытие постоянного места для захоронения евреев. Самое раннее захоронение, отмеченное на кладбище, относится к 1866 году, это могила витебского раввина Егуды Лэв бэн Ярухама Бэшкина. На сегодняшний день здесь насчитывается 115 дореволюционных надгробий. Самые ранние тексты выполнены на иврите, часть из них не прочитана, с начала 1890-х годов надписи дублируются на русском языке. Первый по времени надгробный памятник с текстом на русском языке относится к 1891 году: «Анна Константиновна Непомнящая. Скончалась 53 лет в 1891 году». За ним вслед идёт захоронение с интервалом в три года: «Герш Гершенов Цодиков. Родился в Калуге 21-го марта 1867 года. Умер 7-го марта 1894 года». Рядом могила отца, Герша Цодикова – старшего (1830-1913), и матери, Рахили Цодиковой (ум. 1907). Имеются здесь и другие семейные захоронения – Майзелей, Мильштейнов, Кривоносовых, Непомнящих, могилы членов правления синагоги в разное время: Е.М. Поляков (1846-1902), Г.С. Цодиков (1830-1913), И.М. Цивьян (1846-1914). Здесь погребали евреев, живших не только в Воронеже, но и в других местах. Так в августе 1917 года сюда был перевезён прах Залмана Шерзона из Новохопёрска. Ещё около тысячи могил относятся к периоду 1920-1990-х годов, часть надгробных памятников использованы вторично (старый текст уничтожен). В числе современных захоронений – могила известного архитектора, лауреата Государственной премии Владимира Абрамовича Быховского (1925-1991).
 Практически полностью кладбище находится на попечении воронежской еврейской общины. В 1995 году была впервые за многие годы приведена в порядок вся кладбищенская территория. Правление общины бережно относится к дореволюционным надгробиям: оно дало указание не выбрасывать, сохранять даже поваленные и расколотые памятники 19- начала 20 века.
 В настоящее время благоустройством кладбища занимаются несколько служащих, существует и действует служба охраны. В отличие от русских кладбищ здесь никогда не встретить кучи мусора, всё тщательно убирается. Практически не встречаются заброшенные могилы, за ними принято ухаживать ближайшим соседям или ими занимается служба по благоустройству. Кладбище огорожено достаточно высоким забором, поэтому здесь нет случайных людей, редко бывают случаи вандализма.
Труфанов С.А.

Маленький Израиль в воронежской глубинке

 Человеку, не интересующемуся историей происхождения иудаизма в России, мало что говорят названия сёл и деревень Воронежской области: Новая Чигла, Клёповка, Гвазда, Озерки, Ильинка, и, конечно же, посёлок Высокий. Однако их объединяет одно: все эти населённые пункты были ранее населены русскими по происхождению, но иудеями по вероисповеданию. В настоящее время на карте Воронежской области, да и вообще в России сохранился единственный населённый пункт – Высокий.
 Посёлок Высокий Воронежской области, уникальное историческое место России, где проживают этнические русские люди, принявшие иудаизм и назвавшие себя евреями во время последней переписи населения (2002 г.). История посёлка насчитывает только лишь восемьдесят лет. Хотя на территории Воронежской области история самого движения русских иудеев или по другому – иудействующих, субботников уходит в глубь веков более чем на два с половиной столетия. В настоящее время посёлок Высокий имеет, пожалуй, самую многочисленную общину русских иудеев в России, числом более восьмисот человек. Когда в апреле этого года Высокий с рабочим визитом посетил главный посланник КЕРООР в России, странах СНГ и Балтии Вэлвол Чернин он был поражён стойкостью веры местных жителей. По его словам «они больше евреи, чем мы».
 Посёлок Высокий расположен в Таловском районе – чуть меньше 200 километров от Воронежа. Мой первый визит в Высокий состоялся летом 2003 года, вместе с представителями воронежского отделения ЕАР «Сохнут». Нашей задачей была организация школы по изучению иврита, традиции и проведение консультаций для желающих репатриироваться в Израиль.
 Интересно было бы узнать, что произошло в посёлке за прошедший год.
 Здесь, как и ранее живут обычные с виду русские крестьяне, которым от предков досталась необычная для этих мест вера – иудаизм. За последний год с помощью воронежского отделения ЕАР «Сохнут» организованы курсы по изучению иврита, регулярно проводятся консультации для желающих репатриироваться в Израиль.
 В научной литературе их называют субботниками. Это название появилось давно – ещё до революции. Тогда сельские православные священники с удивлением обнаружили, что часть крестьян в церковь не ходит, перед иконами не молится, а из всей Библии предпочитает Ветхий Завет. Да ещё и соблюдает все еврейские обряды – вплоть до обрезания. И, разумеется, праздничным днём у них является суббота, а не воскресенье. Так и появилось название – субботники.
 Когда царское правительство стало разбираться, оказалось, что субботников в России не так уж и мало – под Воронежем, Тамбовом, Астраханью. Откуда они появились, кто сманил их в незнакомую религию, точно сказать никто не может до сих пор.
 Самим жителям Высокого слово «субботники» не нравится. «Мы – иудеи» - объясняют они. И радуются, что теперь говорить это можно открыто. Потому что за свою жизнь успели испытать все прелести государственного антисемитизма. Даже в данный момент, жителям Высокого приходится ездить на работу не менее чем за двадцать километров от родного посёлка – председатель местного колхоза категорически отказался принимать на работу высочан. Вы жиды – открыто говорит он.
 Осенью 1921 года на самом высоком месте в округе появилось несколько землянок. В них и перезимовали первые переселенцы. Жители села Озерки Бочарников Иван Игнатьевич, Жабин Соломон Иванович, Гриднев Захар Ефимович прибыли на новое место, перевезли дома, надворные постройки, крестьянский скарб. Переезд занял три года. Посёлок основался как еврейское поселение – по плану. На общем собрании определяли по жребию, где кому жить. В 1925 году здесь уже выросло 53 двора, и население его составило 311 жителей. Из Озёрок на новое место выехали все иудействующие.
 В 1924 году в посёлке образовывается два товарищества по совместной обработке земли. Первая артель имени «1 августа 1924 года» названа в честь дня обрезания. Вторая называлась «Красный плуг»- по цвету краски на плуге. Обе артели на средства своих членов приобрели по трактору. Выходным днём была естественно суббота.
 Через пять лет артели объединились в колхоз «Высокий», земледельцы которого славились выращиванием самых высоких для той поры урожаев. Позднее на общем собрании колхоз переименовали в «Звезда Сиона». В соседней Ильинке образовался колхоз под названием «Еврейский колхозник».
 Но так продолжалось недолго: советской власти мешала любая религия, будь то православное христианство, буддизм или иудаизм. В Высокий повалили агитаторы-атеисты. Когда областное начальство поняло, что выступления заезжих ораторов на местных жителей не действуют, агитацию сменили на репрессии. «Приходилось вставать до рассвета, чтобы помолится, вспоминают старожилы – не дай Б-г, кто увидит, по допросам затаскают». В Ильинке и Высоком даже в самое строгое и гонимое время придерживались традиций иудаизма. Проведённое обследование областными властями в 1963 году показало, что из 263 мальчиков в обоих посёлках, дошкольного возраста необрезанных всего 15. Советские власти вели активную борьбу с религиозными предрассудками и преследовали «сектантов», желавших соблюдать еврейский закон и воспитывать в нём детей.
 А потом высочан решили извести более «цивилизованными» методами. Сначала им перекрыли дорогу к образованию. До 1970 года жителям хутора удавалось получить только четыре класса начальной школы. За остальным приходилось ехать в соседнюю деревню – это при том, что в то время в Высоком было около двух сотен детей. Только в восьмидесятые построили восьмилетку.
 Потом советское правительство решило «разбавить» иудейскую общину «чужаками»: построили несколько многоэтажек, привезли переселенцев. В основном это были семьи отставных военных и переселенцы с Крайнего Севера. Но высочане и тут выстояли: некоторые из приезжих сами приняли иудаизм и примкнули к общине.
 Жители окрестных сёл с субботниками открыто не конфликтовали, но и не любили, «Сядешь в автобус, а вокруг все шепчутся, то «жиды, жиды, и все сторонятся». Но высочане не в обиде, главное говорят, что бы в самом посёлке была братская поддержка.
 Сейчас в Высоком живёт немногим более тысячи человек. Более двух третей из них – иудеи. Раньше было больше, да более двухсот с лишним человек уехали в Землю Обетованную, в Израиль. Поэтому в посёлке много пустых домов. Их хозяева иногда возвращаются, чаще всего летом, когда в Израиле особенно жарко. Поживут с месяц на родной земле - и назад.
 Первые иудеи из Ильинки и Высокого поехали в Израиль в 1974 году.
 Уезжали в плащиках да сапогах, чемоданчики да баулы в руках, а ведь многодетные семьи ехали: у кого по 5 детей, у кого и до 10. Трудно им было там на первых порах, но выдюжили, народ привычный трудолюбивый. Прежде чем отважится на выезд, активисты из Ильинки направили местным властям письмо с предложением открыть в посёлке синагогу, назначить раввина и разрешить детям изучать иврит – рассказывают очевидцы тех лет.
 Правительство и раввинат еврейского государства признали первых репатриантов евреями. Ильинцы и высочане поселились в Бейт-Шемете и новом, отдалённом районе Иерусалима Неве-Яаков, где удивили всех соседей тем, что, не зная иврита, строжайше соблюдали все заповеди, традиции и обряды.
 Отпустив несколько семей, отчаявшихся найти правду в этой стране, остальным репатриантам, получившим вызовы, в выезде отказали. Желая покончить с «еврейской проблемой», им заявили: «Будете жить здесь до самой смерти, никуда вы отсюда не уедете». Документы из Израиля перестали доходить до адресатов в Ильинку и Высокий; людей, вёзших вызовы в посёлок перехватывали по дороге.
 Советские пропагандисты привозили в Ильинку и Высокий представителей всесоюзного антисионистского комитета. А на представителей сионистских кругов, приезжавших с частными визитами из Москвы, устраивали облавы. В Ильинке до сих пор могут показать дом, в котором ночевал Натан Щаранский, и где его пытались арестовать без всякой на то санкции. Юрий Фёдорович Орлов – основатель Московской Хельсинской Группы – предстал перед судом за склонение русских иудеев к эмиграции.
 Люди уезжали в Израиль, понимая тупиковость своего положения. Отсутствует партнёрская брачная группа, в которой бы не было родственных пересечений – это самая серьёзная причина, толкнувшая их на выбор нового места жительства для себя и своих потомков.

 Исторический этюд
Переход в иудаизм в России происходил не только среди крестьян, но и в среде интеллигенции. Так, незадолго до первой мировой войны несколько семейств казаков на Кубани стали герами. Особенно любопытна судьба полковника Яковлева, который с большим трудом прибыл в Палестину и стал правоверным евреем, изучающим талмуд. В некоторых случаях бывают и более интересные жизненные перипетии. В 1903 году субботники Тамбовской губернии, распродав своё имущество, переехали в Палестину. В Музее диаспоры (Тель-Авив) вам расскажут о десятках еврейских семей, корнями которых были русские субботники: Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли – от Протоповых, Дроры – от Куракиных, Яакоби – от Матвеевых. Интересно описал свою встречу с герами поэт Давид Кнут. Он увидел типичного лубочного мужика по фамилии Куракин, который выполнял должность «габая» (синагогального старосты). При этом в посёлке были и чистокровные евреи. Сын габая Куракина уже еле-еле говорил по-русски…
О семействе Куракиных существует предание, что они княжеского рода, а один из Куракиных, будучи священником, принял затем иудаизм и прибыл в Палестину. В основе этой красивой легенды лежали подлинные события. В 1897 году пономарь церкви из астраханской деревни по имени Гапон Иванович Куракин имел видение и вместе со всей семьёй (жена и двенадцать детей) отправился в Вильно и прошёл гиюр, приняв имя Аврахам. В 1898 году вся семья погрузилась на пароход, шедший из Одессы в Яффу, и прибыла в Палестину. В сентябре 1997 года, один из потомков Куракиных – Йосеф Куракин, подполковник израильской армии, командир спецотряда, погиб в Ливане.
Время шло, и в Израиль переехали тысячи русских субботников. За ними закрепилось название «ильинцы» - по названию посёлка, откуда эмигрировали первые двадцать семей. «Ильинцы» так же трудолюбивы, как и их прадеды, так же свято соблюдают все еврейские традиции, чтят веру. Они израильтяне и считают, что живут у себя дома.

 Уже тридцать лет покидают жители Ильинки и Высокого родную землю, уезжая в еврейское государство. Если вы встретите у Стены Плача в Иерусалиме молящихся, с чисто славянским выражением лица, вы вряд ли ошибётесь – перед вами репатрианты из воронежской глубинки! И там они сохраняют свой общинный, несколько обособленный образ жизни. Многими поколениями воспитывалась скрытость в характере, преданность вере, умение приспосабливаться к любым жизненным невзгодам.
 Свою веру высочане блюдут строго. Из поколения в поколение передаются молитвенники – в некоторых семьях сохранились издания даже восемнадцатого-девятнадцатого века. Каждую субботу – молитвы, чтение Торы. Всё как положено, мужчины и женщины молятся раздельно. Ранее в посёлке было пять Тор. Некоторые святыни привезли с собой переселенцы, а другие покупались всем обществом. Известно, что за немалую цену были приобретены две Торы в Гвазде. Пять Тор нужны были для того, чтобы в каждой семье, которую постигло горе, могли по умершему молится одиннадцать месяцев. До сегодняшнего дня сохранилась одна Тора. Высочане ею очень дорожат. Одна реликвия оказалась в Харькове. До войны, решением всего общества её продали, а на вырученные деньги купили племенного быка.
 Сегодня в доме усопшего молятся неделю, реже месяц. В последние годы молельный дом находится в жилище одного из односельчан. Собираются на молитву не только по траурам, но и по праздникам. В последнее время из Израиля стало поступать много новых молитвенников.
 Имена здесь тоже еврейские: от привычных русскому слуху – Анна, Михаил, Ефим – до классических еврейских: Иеремия, Лия, Исайя.
 Жители Высокого до сих пор остаются земледельцами. Кроме того, они держат скот и птицу, занимаются сельским хозяйством. Посёлок всегда и до сегодняшнего дня был очень зажиточным.
 Свинину высочане не едят, и свиней не держат даже на продажу. Свинья – животное нечистое и в Торе на неё строгий запрет.
 И кладбище в Высоком особенное. Оно разделено на две части: православную и иудейскую. И хоронят здесь людей исключительно из вероисповедания. Даже если умирают члены одной семьи, их хоронят раздельно, на разных частях кладбища. У некоторых могилы родственников на обоих. Здесь это никого не смущает: таков порядок, так заведено.
 Христианское кладбище ничем особенным не выделяется, обычный сельский погост. А вот иудейская часть для взора непосвящённого человека выглядит непривычно.
 Там строгий порядок: женщины в левой части, мужчины - в правой. Недалеко от входа несколько детских могилок. Расположение - почти геометрическое, землю «про запас» захватывать не принято. Никаких крестов, разумеется там нет. Только шестиконечные звёзды.
 А ещё в местной школе есть музей. И не простой (кого сейчас удивишь школьной музейной комнатой) – целая экспозиция, рассказывающая об истории Высокого, вере его жителей. Тут сохранился блокнот одного из первых переселенцев, где русские слова написаны вперемежку с еврейскими и портреты основателей хутора. Так что дети уже с малых лет узнают, в каком необычном месте им выпало жить. На большом стенде в Высоковской школе крупными буквами написано: «В 60-70 годы 19 века еврейские эмиссары посещают школы и города Воронежской губернии. И многие русские, украинские крестьяне поверили, что еврейская вера даст им лучшую жизнь, что настанет день, и все иудеи соберутся в одном месте и создадут сильное и цветущее государство». И сейчас, по словам жителей посёлка, молодёжь потянулась к своим корням. Если раньше своего происхождения многие стыдились и скрывали, то теперь им гордятся.
 Старики, как им и положено, ворчат: «Нет, теперь уже вера не та. Обычаи нарушаются…» Действительно, нравы в посёлке стали либеральнее. Раньше женились и выходили замуж только за единоверцев – «иначе родители бы прокляли». Но уже давно этот обычай не соблюдается – «смешанные» браки стали нормой. Да и в быту в старину было всё строже: женщины с непокрытой головой не ходили, за один стол с мужчинами не садились.
 Может потому, что русским иудеям пришлось много выстрадать, может ещё по какой причине, но живут они необычайно дружно. Если у кого беда – помогают всей общиной. И, в общем – то, небедно живут. Потому что работают. Пьянство здесь – грех редкий. В посёлке друг другу доверяют – даже двери не закрывают, кругом же все свои. Дома репатриантов стоят абсолютно целые, ни отломанной доски забора, ни выбитого стекла – вандализм тут неизвестен.
 Сейчас посёлком заинтересовались израильские общественные организации. Там и раньше ходили слухи о том, что где в русской глубинке есть поселение несломленных русских иудеев. Да не верили как-то. Теперь приехали, убедились. И поразились настолько, что решили в самом Израиле основать посёлок с точно таким названием – Высокий. Так что на земле обетованной у посёлка появится побратим и тёзка. Ослабление контактов с еврейскими организациями с 30-х до 80-х годов прошлого века ослабили позиции иудействующих, но не прекратили существования общины.
 Как и в прошлый визит, с нами координатор воронежского отделения Еврейского Агентства в России Александр Семёнович Гуревич. Наш собеседник – главный редактор районной газета «Заря» Бочарников Михаил Исаевич. Сам он проживает в Высоком постоянно, по этому может рассказать много интересного. Предоставим ему слово.
 - Примерно в 1928 году 5-6 человек из наших встречались в Харькове с еврейскими деятелями, обучались у них традициям и взглядам. Этой подготовки хватило примерно до середины 70-х годов (1975-78). А затем они ушли, эти люди и некому стало делать обряд обрезания. Многие другие обряды стали для нас утерянными. В 1937 году воронежский раввин был арестован и вместе с ним был арестован раввин Ильинки.
 - Немного отходя в сторону – примерно неделю назад в воронежское отделение ЕАР «Сохнут» приезжало несколько человек из Ильинки, которые уже репатриировались в Израиль и вернулись сюда по каким то своим делам. Среди них был ученик тогдашнего ильинского раввина и во время службы в синагоге, когда раввин читает, этот дедушка, не глядя в текст, начинает говорить. И мало того, что говорит так, что у всех нас рты пооткрывались. Вот такой уровень подготовки ученика тогдашнего раввина.
– рассказывает Гуревич А.С.
 - У нас часто такое бывает. Молитвы читают, не заглядывая в молитвенник. Ведь раньше настолько глубоко всё это изучалось. Даже курочку зарезать без обряда нельзя было. Для этого даже специальный человек был. У нас его так и называли – резак (шохет – иврит.) А уж тем более, даже на моей памяти, крупнорогатый скот вообще только специальный человек, зарезал – отойдёт в сторону и всё. У нас до сих пор задняя часть от скота в пищу не употребляется, только передок, задок идёт только на продажу. Что касается кашрута, к примеру, нельзя есть мясо с молоком и так далее, возникает такая вещь, опять же, когда за последнее время возникло много еврейских организаций занимающихся кашрутом и кошерной пищей, в частности, кошерное мясо, курицу и так далее. Его нужно получать. Возникает вопрос, откуда его брать, ту же кошерную колбасу делать, ту же курицу, а по законам иудаизма, пища тогда будет кошерной, если её будет делать обязательно еврей. Нужны очень большие деньги, что бы это закупать и привозить. По этому лучше делать всё это на месте, в Высоком. Кстати говоря, у нас тысяча человек рабочих, хоть вы и удивлены, но я вполне серьёзно говорю. Ресурс рабочих рук у нас есть.
 - К нам приезжал московский раввин Шая, он сейчас работает в Москве и занимается тем, что он наблюдает за кашрутом. На всех семинарах, которые проводят еврейские организации, он отвечает за кашрут. Он когда приезжал к нам был очень удивлён, говорил, покажите мне где этот Высокий. Он хотел на месте организовать кошерной пищи, вложить деньги и так далее. – дополняет Гуревич А.С.
 - Да, к нам кто то приезжал из какой то еврейской организации. Это было года два тому назад, и они ходили решать этот вопрос вплоть до главы района. У них было стремление как то поддержать население Высокого, организовать здесь какое то производство, к примеру, молокозавод, мясокомбинат небольшой открыть, специализирующийся на говядине. У нас единственная задержка, что все эти земли, на сегодня, они не приватизированы, они государственного фонда. Новый глава пришёл, и всё могут закрыть и отобрать. Из-за этого всё дело зашло в тупик. Да и вообще, здесь в прошлом было очень хорошее хозяйство. Сейчас оно переживает развал. В семидесятые годы здесь был колхоз. Этот колхоз, он назывался «имени Карла Маркса». До этого было два колхоза, в Ильинке он назывался «Еврейский крестьянин», второй «Красный плуг». Это были колхозы чисто еврейской организации – в субботу здесь никто не работал, и если когда председатель не соглашался с этими порядками, то доходило до того, что жители просто прятались, чтобы не выйти в субботу на работу. В остальные дни, даже в воскресенье, все работали, и очень ударно работали. Колхоз был одним из богатых, и в принципе, где-то до1985 года был одним из передовых. Потом был взят на баланс институтом имени Докучаева. Хороший кадровый подбор был, но сейчас, на сегодняшний день, директор жалуется, на земле некому работать стало.
 - Ну а может действительно некому? – спрашиваю я.
 - Доходило до того, что в хозяйстве за три года не выплачивалась заработная плата. Жители сами что-то выращивали для себя и на продажу. Вот так и выжили. Ну а потом начался массовый выезд в Израиль. В Израиль уезжает много молодёжи, теперь они там работают. Затем репатриация, по каким-то причинам приостановилась.
 - Я могу прокомментировать эту ситуацию. Возможность выезда в Израиль объясняется особенностями израильского правительства.
 - Как у нас всё это толкуют, я конечно точно не знаю. У нас, до того как Ильинка выехала в Израиль были очень тесные связи. Сам я там невесту искал, и поддерживались связи силу того, что было всего два села населённых русскими иудеями. А потом когда выехали, ведь ильинцы с большим трудом уезжали отсюда. А когда выезжаешь, поменять стиль жизни не так то просто. Потом эта ностальгия, тоска по родине, я думаю, она сказала своё. Причём когда выезжали ильинцы, они продали свои дома, и сейчас там осталась последняя еврейская семья. Там сейчас все люди пришлые, сказать кто они невозможно, посёлок вновь заселился. На Высоком пошло всё несколько по другому. У нас сейчас нельзя продать дом, однако, несмотря ни на что человек 250 уже в Израиле. Они год работают в Израиле, потом ищут возможность на месяц приехать сюда. К примеру, моя тётка, приехала с Израиля на месяц, занялась родной землёй. У ильинцев в Израиле это вызвало большой интерес. Некоторые ильинцы обращались с просьбой выкупить назад свои дома, у нас сейчас много таких посёлков-дач. Для них это было бы типа дачи. Но всё, поезд ушёл, хозяин сменился, и не всё так просто делается. Строить заново всё равно ник то не будет, но приезжают, смотрят на родину. Кто-то из Ильинки сейчас депутат Кнессета и он поставил вопрос об отмене ограничений выезда высочан в Израиль.
 - Возвращаясь к теме выезда. Дело в том, что когда началась массовая репатриация, в конце 80-х годов, открылись шлюзы свобода выезда. Потом был принят закон о въезде-выезде, что человек имеет право жить там, где ему нравится, люди стали выезжать в Израиль. Больше миллиона человек выехало из стран бывшего союза, а потом всё стало зависеть от состава конкретного израильского правительства. Правительство в Израиле меняется, и разрешить въезд может министр внутренних дел. Когда, к примеру, человек приезжает в посольство на консульскую проверку, хотя консул не является работником министерства иностранных дел, он является сотрудником министерства внутренних дел. Их присылают сюда для проверки въездных документов. Они больше ничего делать не имеют права, они только проверяют документы. Всё зависит от того, какой расклад политических сил в израильском правительстве. Ведь в Израиле огромное количество политических партий, конституции нет, и всё решается соглашениями между основными политическими силами. В том числе ра спределение постов в правительстве. В то же время в Израиле существует равинатский суд, а равинатский суд в основном состоит из ортодоксальных иудеев, то возникает проблема гиюра. Если человек генетически не записан евреем, ему необходимо пройти гиюр, то есть обряд перехода в иудаизм и насколько он перешел в иудаизм решает равинатский суд. Проблема въезда в Израиль зависит от того, к какой партии принадлежит министр внутренних дел. Скажем, когда был Натан Щаранский, а он выходец из бывшего Советского Союза, он лояльно к этому относился. Очень много тогда выехало из Высокого. Я уже тогда начинал работать в «Сохнуте», когда высочане, молодые семьи, примерно по тридцать с небольшим лет, желали выехать в Израиль. Мы их формировали по большому количеству программ, которые помогают людям, если у них нет родственников в Израиле, выбрать себе место жительства, работу, как и когда ехать. В этом плане ЕАР «Сохнут» свою функцию выполнял. И вдруг, когда Нетаньягу ушел с поста премьер-министра, Шарон пришёл на его место и получилось так, что министр внутренних дел стал от религиозной партии. И он первым делом запретил въезд всем русским иудеям. Даже тем людям, которые уже прошли консульскую проверку, на которых ЕАР «Сохнут» уже передало все документы. Таких было примерно 7-8 семей. Они уже знали, когда и куда они едут и вдруг получают неожиданный отказ. Это длилось примерно два с половиной года. Вот пришёл новый министр внутренних дел, он не религиозный. Он первым делом заявил, что нужно снять все эти надуманные барьеры, что людям нужно дать возможность жить и работать там где они захотят. И опять ручеёк потёк в Израиль. Около недели назад у меня был посланник КЕРООР и непосредственно, по сотовому телефону проводил с посольством консультации по этой проблеме. Вот такие изменения могут происходить. Сейчас людям нужно объяснять, что каждая семья иудеев должна сама ехать на консульскую проверку. Запрет, как таковой снят. К каждой семье индивидуальный подход и решается всё индивидуально. Я думаю, что если барьеры ликвидированы, то те люди, которые изъявляли желание уехать – они уедут. А если они уедут, значит им нужно помогать учить язык, помогать в информационном плане. Рассказывать что такое Израиль, как там искать работу, что там делать и так далее. Что касается моей поездки к вам, то это не последняя поездка, это ясно уже сейчас. Если понадобится буду приезжать два-три раза в неделю, буду давать консультации для всех желающих репатриироваться, помогать в подборе необходимых документов. Таких мест как Высокий в России осталось очень не много, и израильтяне, честь им и хвала, это поняли. Они стали принимать людей. Наша задача посадить их в самолёт. К вопросу о национальности, хочу сказать, что я когда был в Израиле, на семинаре координаторов «Сохнута» нас возили по всей стране. Однажды привезли в один из кибуцев. Вообще там молодёжь из России, они там живут, работают, учат язык и многое другое. Нас познакомили с руководителем этой программы, и представьте себе – он шотландец! Чистокровный шотландец, с рыжей бородой! В кипе, вся атрибутика религиозного еврея! Он когда свою историю рассказывал, мы просто были в шоке! Он приехал в Израиль в 1965 году, по каким то своим коммерческим делам и не смог оттуда уехать. Говорил прямо и открыто – я не смог отсюда уехать, я влюбился в эту страну. Затем принял иудаизм, его дети сейчас в Израиле. В Израиле очень много сейчас таких людей. Для меня, понятие еврей не связано с тем, что записано у тебя в паспорте, важно чувствовать себя евреем, быть поклонником иудаизма и прежде всего любить Израиль! – заканчивает беседу Гуревич А.С.
 Современный мир переживает сильнейший нравственный надлом. Мудрость можно почерпнуть только в опыте прошлых поколений. Иудействующие на протяжении всей своей истории дали блистательный пример стойкости и высокой духовности. Многие тяготы вынесли люди ради веры и благодаря ей.
 В современном мире давно растёт интерес к альтернативным религиозным направлениям – буддизму, конфуцианству, протестантизму и как ни странно, иудаизму. Люди стали пытаться вырваться из основ ортодоксальной православной церкви, стремясь к личному духовному самосовершенствованию, отрицая православную церковь, которая не сумела удовлетворить их духовный голод. Это не может не вызвать нового витка интереса к иудаизму среди успешных русских людей. Не оттолкнёт ли их еврейское сообщество, ссылаясь на не еврейское происхождение? Давно витает в воздухе идея облегчённой формы гиюра. Главный раввинат может долго ломать копья: признавать ли желающих перейти в иудаизм евреями или нет? По большому счёту это мало что решает – главное отношение еврейского мира к новым желающим приобщится к еврейской культуре, еврейским ценностям, еврейскому образу жизни, стать частью еврейской цивилизации.

Труфанов С.А.

* * *

Что сильней любой микстуры?

    Провизору Вейнбергу удалось найти ответ на этот вопрос…
    Воронежский краевед 19 века еврейского происхождения?

 В печатных биографических справочниках годом рождения краеведа, археографа и историка Л. Б. Вейнберга указывается 1852-й. Однако это не так. В архивных документах сохранилась подлинная метрика. Из неё следует, что 25 января 1849 года в городе Вильно в семье мещанина Бенкеля Вейнберга и его жены Ханы Блод родился сын, названный Лейбой. Не верить документам за подписью виленского раввина нет оснований.
 Что касается полученного им образования, то считается, что Вейнберг в разное время слушал лекции в трех университетах – двух столичных и Киевском. Возможно, это так и было, но диплом аптекарского помощника он получил, сдав экстерном экзамен в Киевском университете в марте 1871 года.
 В том же месяце Л.Б. Вейнберг приступил к изготовлению микстур в Одесской городской больнице. Три года спустя он переехал в Петербург, где работал в частных аптеках. В октябре 1876 года покинул столицу и оказался в Воронеже. Вряд ли теперь можно ответить на вопрос, что привело его в наш город. Он поступил помощником провизора в аптеку госпожи Шеиной, которой управлял фармацевт Депнер. Через два года, в декабре 1878 года Вейнберг оставляет свое ремесло и ищет другие занятия.
 В 1880 году Вейнберг решает женится на Елизавете Матвеевне Анкиндиновой, происхождение которой покрыто неизвестностью. Переселившись в дом жены, в марте 1881 года Л.Б. Вейнберг подал прошение о зачислении на статскую службу и вскоре был принят в число чиновников губернского правления. Это уже кажется нам странным, так как Вейнберг никогда не скрывал своего еврейского происхождения, однако делает столь стремительные успехи на государственном поприще.
 Вначале Л.Б. Вейнберга назначили корректором типографии, а в феврале 1882 года сделали смотрителем (директором), в коем качестве он пребывал до 1890 года. И ещё одна важная должность, определившая его краеведческий статус: с сентября 1884-го по май 1891 года он состоял секретарём Губернского статистического комитета.
 Вся научная работа, которая позволяет причислить Вейнберга к лику местных краеведов, развернулась в рамках Статистического комитета. Роль секретаря здесь была значительной, организаторской. К началу 1880-х годов работа в комитете замерла из за болезни секретаря Ф.К. Яворского. Его то наследником и стал Лейба Вейнберг.
 Комитетских сотрудников подстёгивало приближавшееся трехсотлетие Воронежа. Знаменитые «Памятные книжки» ещё не стали регулярными изданиями комитета, в эти годы вышла только одна – на 1887 год, да и та подготовлена не Вейнбергом. Зато под эгидой комитета в середине 1880-х годов появились двухтомный «Юбилейный сборник в память трёхсотлетия г. Воронежа» и капитальный труд Н.В. Воскресенского «Пятидесятилетие воронежских губернских ведомостей».
 Тематика работ самого Л.Б. Вейнберга поражает разнообразием и количеством. Одна за другой, с 1883 по1891 год, выходят его книги, общим числом более десяти. Вот только некоторые названия: «Воронежский край в санитарном отношении», «Памятники деяний Петра Великого в Воронеже», Очерк сельскохозяйственной промышленности в Воронежской губернии», «Распространение христианства на Украине. Исторический очерк». В содружестве с писателем и художником Евгением Марковым создан альбом «Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии».
 К числу обобщающих работ относятся исторический очерк Воронежа, обращённый к событиям 16-17 веков. Многое здесь носит научно-популярный характер. Стремясь к широте хронологических и географических рамок, автор нередко излагает события скороговоркой, на уровне уже известных фактов. Что поделать, его очерк о Воронеже не идёт в сравнение с аналогичной работой Г.М. Веселовского. При внимательном сопоставлении работ Вейнберга с известными ему документами обнаруживается ряд ошибок краеведа в изложении сюжета об основании Воронежа и петровском кораблестроении. Видимо, сказался недостаток материалов или отсутствие специального исторического образования, а может и чрезмерная торопливость в публикациях.
 Л.Б. Вейнберг активно выступал в «Губернских новостях» с оригинальными и переводными статьями по истории, статистике, экономике, сельскому хозяйству, медицине. Восемь его псевдонимов этой поры учтены в знаменитом словаре Масанова. Традиционными были научные доклады секретаря на заседаниях Статистического комитета.
 Минуло столетие, и теперь стало очевидным, что основная заслуга Л.Б. Вейнберга заключается отнюдь не исследованиях, а в публикации документов. В архиве комитета был сосредоточен целый комплекс материалов по ранней истории края, известный специалистам как «второвские короба». Небольшая часть из них была издана Н.И. Второвым, М.Ф. Де-Пуле и Ф.К. Яворским. Опасаясь гибели ветхих свитков, Вейнберг начинает печатать документы на газетных страницах. Оттиски объединялись потом в книжечки под названием «Материалы по истории Воронежской и соседних губерний» (16 выпусков, 1885-1890).
 Сборники встретили строгий, но доброжелательный отклик ведущих историков И.Е. Забелина, Д.И. Багалея и Е.Ф. Шмурло, ибо вводило в научный оборот сотни ранее не известных документов. Пересмотрев выпуски и отобрав из них 170 наиболее интересных текстов Л.Б. Вейнберг объединил их в книгу под заголовком «Воронежские акты»(1887). Это издание отвечало уже самым строгим критериям; археограф заключил его алфавитным, географическим и систематическим указателями, словарём устаревших слов, планами и картами. Безупречным было оформление книги, что вызвало восторженный отзыв в «Историческом вестнике». «Великолепный том, напечатанный на превосходной бумаге, отличным шрифтом. В провинции даже в университетских городах, книга, изданная так роскошно – редкость. Это, без сомнения, делает честь типо-литографии Воронежского губернского правления, где эта книга напечатана». В 1891 году появился второй том «Материалов», содержащий документы московского архива.
 Издание документов Л.Б. Вейнберг осуществлял совместно с дворянкой Анной Андреевной Полторацкой, превосходно читавшей средневековую скоропись. Это была первая женщина на ниве воронежской истории. В 1887 году Статистический комитет, испросив специального разрешения министерства избрал её в свой состав. Вообще её взаимоотношения с Вейнбергом окутаны романтической тайной: она тоже уехала в Петербург и в один год с Венбергом исчезла из списков Статистического комитета…
 Летом 1891 года Л.Б. Вейнберг отправляется с семьёй в столицу. Там он работает помощником редактора журнала «Провинциальный вестник». Первое время ещё сохраняет интерес к истории нашего края. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона есть написанные им справочные статьи о Воронеже и другие. В 1893 году «Исторический вестник» помещает его материалы к биографии А.В.Кольцова. Затем место краеведения занимают статьи и переводы с немецкого по естествознанию, химии, медицине, напечатанные в столичных журналах.
 Л.Б. Вейнберг умер в Петербурге 12 июня 1901 года. Вдова переехала в Москву, в 1915 году она ходатайствовала о выдаче ей документов о её происхождении, чтобы наследовать умершему брату, крупному чиновнику. Судьба единственного сына Вейнбергов – Михаила, - родившегося в Воронеже в сентябре 1886 года, пока не прослеживается.
Труфанов С.А.



Источник: http://base.ijc.ru/new/site.aspx?IID=47933&SECTIONID=47912&STID=248594
Категория: Статьи с других сайтов | Добавил: Marianna (31.08.2013)
Просмотров: 14812 | Теги: история, Воронеж, евреи, община | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Sa+Ma © 2024