Причины враждебного отношения к евреям восходят к глубокой древности.
Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую
религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя
порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана,
Адриана). С утверждением христианства начался многовековой период
правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев.
Крестовые походы резко усилили в христианском обществе антиеврейские
тенденции. Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были
полностью уничтожены.
Антисемитизм, как идеология и политическое движение, направленное на
борьбу с евреями, возник в конце 70-х гг. XIX в. в Германии. Постепенно
антисемитизм становился составной частью программы политических партий и
оружием в политической и пропагандистской борьбе. Само значение понятия
«антисемитизм» указывает на то, что евреев считали не людьми другого
вероисповедания и не людьми другой национальности, а представителями
особой расы.
Антисемиты настаивали не только на том, что евреи относятся к особой
расе, но и на том, что эта раса невыгодно отличается от всех прочих. Они
утверждали, что евреи по своему интеллектуальному и физическому
развитию стоят ниже арийцев, особенно принадлежащих к «тевтонской», или
«нордической» расе, - «лучшему цвету на древе человечества».
Антисемитское движение не ограничивалось Германией. Вскоре оно
распространилось на Австро-Венгерскую империю, где в 1882 г. в
Тиса-Эсларе состоялся средневековый по мрачности процесс: еврея обвиняли
в ритуальном убийстве. Даже Франция, при всех своих традициях «свободы,
равенства и братства», оказалась заражена микробом антисемитизма. Здесь
события достигли апогея в 1894 г., во время суда над Альфредом
Дрейфусом.
Новый подъем воинствующего антисемитизма обозначился в Германии в конце
Первой мировой войны, но широкие круги населения в этой стране он
охватил лишь после ее поражения и прихода к власти социал-демократов. С
превозношением «расы», «крови» и прочих символов, вошедших в арсенал
националистического мифотворчества, антисемитизм распространился среди
широких слоев немецкой общественности.
Кризис, парализовавший мировую экономику в 1930 г., сильно ударил и по
евреям. Антисемитизм в Германии принимал все более крайние формы. О
наличии большого числа евреев в той или иной сфере деятельности говорили
как о «еврейском засилье», удушающем национальную немецкую жизнь в
любых ее проявлениях. Новые течения в литературе, искусстве и философии
объявлялись вредными лишь на том основании, что их инициаторами были
евреи.
Уже во время обсуждения плана нападения против СССР, проводившегося в
немецком генеральном штабе весной 1941 г., говорилось о ликвидации
комиссаров, которые попадут в плен, а также евреев. В конце мая эсэсовцы
организовали особый учебный лагерь для членов оперативных отрядов,
задачей которых было уничтожение комиссаров, евреев и цыган. 20 января
1942 г. в Берлине состоялось совещание ряда руководителей нацистской
партии и правительственного аппарата Германии, на котором был выработан
план истребления еврейства Европы. На этом совещании (Ванзейской
конференции) было оглашено распоряжение Геринга об «окончательном
решении еврейского вопроса» и ответственности Гейдриха за его
исполнение. Гейдрих кратко перечислил уже принятые меры по решению
еврейского вопроса, прежде всего насильственный вывоз евреев. Он также
сказал, что план окончательного решения еврейского вопроса включает в
себя уничтожение 11 млн. евреев. Гейдрих был тем человеком, который
отдал устный приказ убивать всех евреев.
Механизм массового уничтожения евреев был приведен в действие и начал
работать на полную мощность во всех странах Европы. Высылка
производилась под различными предлогами. Евреям Польши сообщали об
отправке на работы «лишних, не обеспеченных работой»; евреям Запада
говорили о создании еврейских поселений на Востоке. Обман и средства
маскировки для введения в заблуждение применялись до конца - до входа в
газовые камеры. Обычно высылка проводилась поэтапно. Нацисты начинали со
слабых с социальной точки зрения слоев: бедняков, беженцев, «чужих». У
оставшихся создавалась иллюзия, что их это не касается. За первым этапом
выселения следовал второй, затем третий, до полного «очищения» от
евреев.
Население большинства стран Западной Европы видело в нацистском
антисемитизме составную часть оккупационной политики захватчиков и в
определенных случаях демонстрировало свою солидарность с преследуемыми
евреями. Неевреям, рисковавшим в годы Катастрофы жизнью ради спасения
евреев, законом о сохранении памяти мучеников и героев (1953 г.)
присвоено в Израиле почетное звание «Хасидей уммот ха-олам» (праведники
народов мира).
Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто. С
первых дней его существования предпринимались попытки создания
подпольных еврейских организаций для борьбы с немецкими властями и их
подручными. Однако действительное Сопротивление было организовано лишь в
октябре 1942 г., после того, как в гетто были получены достоверные
сведения об участи, ожидающей депортированных евреев. Тогда была создана
Еврейская боевая организация, в которой объединились подпольные военные
организации. Подпольщики, несмотря на скудное вооружение, оказали
немцам решительное сопротивление.
19 апреля 1943 г. (27 нисана по еврейскому календарю) немецкие части,
применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и
уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто
оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. 16 мая
1943 г. ликвидация Варшавского гетто закончилась.
День Катастрофы и героизма, Йом а-Шоа, отмечается 27-го числа месяца
нисана.
В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена. На две минуты
прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди
замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают
поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме
проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы. Миллионы
евреев, живущих в Израиле и за его пределами, читают в этот день
заупокойную молитву «Кадиш».